Толстой Л. Н. -- Избранные дневники 1895-1910 годы

- 110 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Толстой перечитывал «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна. В 1851 и 1852 годах он переводил это произведение на русский язык.

815

«Беднота» — первоначальное заглавие очерка «Живущие и умирающие» (см. т. 14 наст. изд.).

816

См. примеч. 144 и 184 к Дн. 1909 года.

817

Кинооператор А. И. Дранков.

818

Имеется в виду спор между В. Г. Чертковым и А. А. Толстой об издании сборника «На каждый день».

819

Очерк «Подати». См. «Три дня в деревне».

820

Итальянский альманах «Coenobium-Rivista Internazionale dei liberi studi». Лугано, 1910, № 2.

821

Толстой читал в рукописи статью П. А. Буланже о Будде. В феврале он написал к ней предисловие, вместе с которым статья была издана отдельной брошюрой в «Посреднике».

822

Толстой читал второй том рассказов M. Горького (изд. «Знание», 1902).

823

«Круг чтения» полностью был издан редактором газеты «Одесский листок» В. В. Навроцким.

824

Толстой отбирал изречения для сборника-календаря «На каждый день» (см. ПСС, т. 43 и 44).

825

П. А. Буланже предложил Толстому план народного самоучителя.

826

П. Д. Долгоруков приезжал на открытие в одном из крестьянских домов «Народной библиотеки» в ознаменование восьмидесятилетия Толстого.

827

Начало работы над новым сборником изречений, впоследствии озаглавленным «Путь жизни» (см. ПСС, т. 45).

828

То есть чтение корректур февральского выпуска сборника «На каждый день».

829

Письмо студентки Е. М. Петуховой, в котором она спрашивала Толстого, не является ли переведение им собственности на жену и детей «компромиссом» с его учением (ГМТ).

830

В ряде газет появилась приписанная Толстому статья «Последний этап моей жизни». В действительности это был отрывок из Дневника Толстого 1899 года, напечатанный Чертковым в Лондоне, переведенный на французский язык и с грубыми искажениями смысла — снова на русский.

831

«Записки лакея» не были написаны (см. примеч. 142 к Дн. 1909 года).

832

Толстой перечитывал Достоевского, чтобы выбрать мысли для сборника «Путь жизни».

833

Свое предисловие к статье П. А. Буланже о Будде (см. примеч. 6) Толстой написал в форме письма к редактору журнала «Жизнь для всех» В. А. Поссе.

834

Студент Б. С. Манджос призывал Толстого: «Откажитесь от графства, раздайте имущество родным своим и бедным, останьтесь без копейки денег и нищим пробирайтесь из города в город» (ГМТ). Ответное письмо Толстого см. т. 20 наст. изд., № 256.

835

Толстой закончил составление плана тридцати книжек (разделов) своего будущего сборника изречений «Путь жизни».

836

К Толстому приходил скрывавшийся от властей революционер (фамилия его не установлена). Толстой собрал среди домашних сумму денег, необходимую ему, чтобы нелегально выехать за границу.

837

То есть о постановке в Париже новой пьесы Поля Бурже «Баррикада».

838

Письма по поводу 60-летия Т. Г. Масарика и об осуществлении в жизни заветов Петра Хельчицкого (ПСС, т. 81, № 144 и 146).

839

Толстой читал книгу английского поэта Дэвиса «Автобиография сверхбродяги» с предисловием Бернарда Шоу.

840

Толстой резко отрицательно относился к реакционно-мистическим взглядам Л. Шестова. По поводу «изречений» из его книги «Великие кануны» (1909) он сказал: «Неясно, нет мысли, декадентская философия, пустословие» (Булгаков, с. 162).

841

И. Байтц. «Се человек. Современный роман». Дрезден, 1909.

842

Толстой читал рукопись книги «Переписка Л. Н. Толстого с гр. А. А. Толстой» (издана в 1911 г.).

843

Толстой вспоминает следующий отрывок из своего письма к А. А. Толстой от 18–20 октября 1857 года: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек».

844

С И. И. Горбуновым-Посадовым Толстой решил начать печатание книжек (выпусков) «Путь жизни» в изд-ве «Посредник».

845

Письмо японцу Киноскэ Сираиси об отношении к власти (см. ПСС, т. 81, № 205).

846

Письмо к И. И. Перперу с просьбой напечатать книгу Б. Фрейданка «Ужасы «христианской» цивилизации» (см. ПСС, т. 81, № 176).

847

В ответ на запрос учителя В. Ю. Шимановского, на какие нужды завещать имеющиеся у него 15 000 рублей, Толстой посоветовал употребить их на издание народного энциклопедического словаря. Письмо к Шимановскому см. т. 20 наст. изд., № 261.

848

Рама Дэва. «Свет правды». Лахор, 1906.

849

П. А. Сергеенко прислал Толстому тетрадь с афоризмами, собранными Н. С. Лесковым. Многие из них оказались принадлежащими Толстому.

850

И. А. Бодянский просил Толстого рекомендовать его статьи к печати. Ответ Толстого см. ПСС, т. 81, № 199.

851

См. примеч. 27 к Дн. 1908 года.

852

У одного из ссыльных были найдены полученные им от H. H. Гусева запрещенные произведения Толстого.

853

Толстой начал писать ответ фельдшерице Р. С. Лабковской на ее письмо об участившихся случаях самоубийств, особенно среди учащейся молодежи. Позднее переросло в статью «О безумии» (см. ПСС, т. 38).

854

По просьбе молодежи, жившей в доме В. Г. Черткова в Телятинках, Толстой задумал написать для домашних спектаклей две пьесы: комедию и драму.

855

Первая часть статьи В. Г. Короленко «Бытовое явление. Записки публициста о смертной казни» («Русское богатство», 1910, № 3).

856

Толстой написал о статье Короленко: «Ее надо перепечатать и распространять в миллионах экземпляров» (т. 20 наст. изд., с. 699).

857

29-30 марта в Ясной Поляне вторично гостил Томас Масарик.

858

Комедия, позднее озаглавленная «От ней все качества», осталась незавершенной (см. т. 11 наст. изд.).

859

Толстой просил уезжавшую в Петербург М. А. Рыдзевскую напомнить ее брату М. А. Стаховичу о хлопотах за находившегося в тюрьме Молочникова.

860

С. Т. Семенов. «Крестьянские рассказы», к которым Толстой в 1894 году написал предисловие.

861

Председатель комитета по созыву Второго всероссийского съезда писателей Г. К. Градовский просил Толстого высказать съезду «хотя единое приветливое слово» (ГМТ). В ответ Толстой пожелал съезду «наибольшего успеха» (т. 20 наст. изд., с. 702).

862

В связи с работой над комедией «От ней все качества» Толстой перечитывал пьесу «Плоды просвещения».

863

Бернард Шоу прислал Толстому свою новую пьесу «Разоблачение Бланке Познета», отметив ее сходство с пьесой «Власть тьмы». В ответном письме Толстой сообщил, что сюжет пьесы ему «вполне сочувственен», однако он не одобряет ее шутливо-иронический тон. «Вопросы о боге, о зле и добре слишком важны для того, чтобы говорить о них шутя» (т. 20 наст. изд., с. 707–708).

864

Английский буржуазный деятель Джон Истгэм направил Толстому приглашение участвовать в подготовке «Первого всеобщего конгресса рас». Поняв, что эта затея имеет целью поддержать колонизаторскую политику английского правительства, Толстой ответил отказом (см. ПСС, т. 81, № 289).

865

В статье «Страдает ли гр. Л. Н. Толстой» («Новое время», № 12 244 от 13 апреля) М. О. Меньшиков утверждал, что Толстой «страдает ненавистью к существующему во имя воображаемого» и что «ближайший предмет этой ненависти Россия…».

866

В Ясную Поляну приехали директор высшей школы в Киото Тацуки Харада и чиновник министерства путей сообщения Ходзё Мидзутаки.

867

Письмо от М. К. Ганди от 4 апреля (н. ст.) и его книга на английском языке «Самоуправление Индии». Иоганнесбург, 1901.

868

Подполковник в отставке Троцкий-Сенютович дважды приезжал в Ясную Поляну и упрекал Толстого за отступничество от православной веры.

869

Ганди прислал Толстому книгу Джозефа Ж. Доука «М. К. Ганди. Индийский патриот в Южной Африке». Лондон, 1909.

870

Леонид Андреев провел в Ясной Поляне два дня. Толстой беседовал с ним о его творчестве, высказал мнение о необходимости «сочинения пьес для кинематографа».

871

Предисловие к сборнику «Путь жизни».

872

Рассказ С. Т. Семенова «Обида» в сборнике «Крестьянские рассказы».

873

Толстой смотрел на Киевском шоссе автомобильные гонки Москва — Орел.

874

Толстой отвечал на письма учеников земской школы села Ключицы Нижегородской губ., «как надо жить на свете». Письмо не было завершено.

875

В сопровождении Д. П. Маковицкого и В. Ф. Булгакова Толстой приехал к Т. Л. Сухотиной в Кочеты, где находился до 20 мая.

876

Т. Масарик. «Самоубийство как социальное массовое явление современной цивилизации». Вена, 1881.

877

Слова из стихотворения А. А. Фета «Опять незримые усилья…».

878

См. примеч. 46. Письмо Толстого (вопреки его просьбе) было опубликовано не полностью, что исказило его смысл. Против этого протестовал Чертков (в письме от 3 мая в редакции газет «Речь» и «Утро России»). Градовский в письме («Новое время», № 12 267 от 8 мая) оправдывал свои действия.

879

Толстой читал переведенную на русский язык книгу немецкого богослова Отто Пфлейдерера «О религии и религиях».

880

В. В. Вересаев. «Записки врача»; С. Т. Семенов. «Крестьянские рассказы».

881

См. примеч. 39 и 43.

882

А. Ревилль. «Религии нецивилизованных народов».

883

Яснополянские крестьянки жаловались, что их задерживал черкес-караульный, когда они ходили в казенный лес через сад и усадьбу.

- 110 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться