Толстой Л. Н. -- Избранные дневники 1895-1910 годы

- 104 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

352

Г. Тopo. «Философия естественной жизни», М., «Посредник», 1903.

353

Послесловие выросло в статью «К политическим деятелям» (см. ПСС, т. 35).

354

Письмо Э. Г. Линецкому по поводу еврейского погрома, учиненного черносотенцами при поддержке властей (ПСС, т. 74, № 130).

355

Толстой отредактировал и подписал телеграмму на имя кишиневского городского головы с решительным осуждением действий властей, попустительствовавших еврейскому погрому.

356

И. И. Мечников прислал Толстому свою книгу «Этюды о природе человека». Париж, 1903. Намерение написать о ней не было осуществлено.

357

Петербургская духовная консистория признала незаконным брак Ф. А. Страхова.

358

15-я глава повести, в которой содержится резкая характеристика Николая I.

359

Н. К. Шильдер. «Император Николай I, его жизнь и царствование». СПб., 1903.

360

Литературный сборник в пользу евреев, пострадавших от кишиневского погрома. В ответ на приглашение редактора сборника С. Н. Рабиновича (Шолом-Алейхема) Толстой согласился принять в нем участие.

361

Замысел лег в основу рассказа «После бала» (см. т. 14 наст. изд.).

362

Замысел не был осуществлен.

363

Толстой читал книгу П. Сабатье «Жизнь св. Франциска Ассизского». М., 1898. Упоминаемый им разговор Франциска Ассизского с братом Львом о радости позднее был включен Толстым в сборник «Круг чтения» (ПСС, т. 41).

364

Сказка «Ассирийский царь Асархадон» (см. т. 14 наст. изд.).

365

Имеются в виду избрание нового папы — Пия X и открытие мощей старца Серафима, причисленного к лику святых.

366

«Ассирийский царь Асархадон», «Три вопроса» и «Труд, смерть и болезнь». Они были напечатаны (в переводах на еврейский язык Шолом-Алейхема) в литературном сборнике «Гилф» («Помощь») в пользу жертв кишиневского погрома.

367

Одно из первоначальных заглавий рассказа «После бала».

368

«После бала».

369

Это замечание Толстого исходит из его убеждения, что в основе искусства должна лежать религиозно-нравственная мысль.

370

Толстой подразумевает чрезмерную, по его мнению, популярность молодого Горького. Об отношении Толстого к Горькому см. также дневниковую запись от 16 января 1900 года.

371

Статья, впоследствии озаглавленная «О Шекспире и о драме». Она была начата как предисловие к статье Э. Кросби «Шекспир и рабочий класс».

372

Б. Гегидзе. «В университете. Наброски студенческой жизни». СПб., 1903.

373

Предисловие к составленной В. Г. Чертковым и Ф. Хола биографии американского общественного деятеля В. Л. Гаррисона (см. ПСС, т. 36). Толстой высоко ценил его как борца за освобождение негров.

374

А. Л. Толстой оставил жену и двоих детей.

375

Статья, носившая первоначально заглавие «Камень главы угла», не была завершена. В 1905 году Толстой включил ее в статью «Единое на потребу».

376

Рассказ на этот сюжет («Молитва») Толстой написал в 1905 году (см. ПСС, т. 41).

377

Легенда была впоследствии обработана для «Детского круга чтения» (см. «[Старик в церкви]», ПСС, т. 40).

378

Замысел был позднее воплощен в рассказе «Божеское и человеческое».

379

Последние два замысла не были осуществлены.

380

Список художественных сюжетов составлен Толстым, вероятно, 4 июля 1903 года. Об этом свидетельствует его запись в этот день в Дневнике: «Много задумываю писаний; очевидно неисполнимых». Позднее Толстой видоизменял как перечни своих замыслов, так и названия отдельных задуманных произведений.

381

Толстой исправлял сборник-календарь «Мысли мудрых людей на каждый день», изданный им в 1903 году, для издания нового календаря — «Круг чтения».

382

См. примеч. 24 к Дн. 1903 года.

383

См. примеч. 28 к Дн. 1903 года.

384

27 января 1904 года началась русско-японская война.

385

Имеется в виду остро обличительная, антивоенная статья «Одумайтесь!», которую Толстой начал 30 января 1904 года (см. ПСС, т. 36).

386

Толстой читал сборник изречений Георга Лихтенберга «Смешанные сочинения», т. I–IV. Геттинген, 1800–1802.

387

В статье «Одумайтесь!» каждой главе предшествуют эпиграфы из сочинений выдающихся мыслителей.

388

Эрнст Навиль. «Мен де Биран, его жизнь и мысли». Париж, 1874.

389

В двух письмах из Швейцарии И. Ф. Наживин неодобрительно отзывался о живущих там русских революционерах и толстовцах. Ответ Толстого см.: ПСС, т. 75, № 55.

390

К теме декабристов Толстой обращался дважды: в 1860 и 1877–1878 годах. Сохранилось начало широко задуманного романа (т. 3 наст. изд.). В 1904 году, в связи с чтением материалов о Николае I, Толстой вновь хотел взяться за эту тему, однако намерение не было осуществлено.

391

Рихард Вале. «Краткое истолкование этики Спинозы». Вена и Лейпциг, 1899.

392

А. А. Толстая умерла в Петербурге 21 марта 1904 года.

393

Статью «Одумайтесь!» Толстой отослал 8 мая В. Г. Черткову в Лондон для опубликования, но в последующие дни он снова ее дорабатывал.

394

Это письмо от матроса Е. С. Ивуса Толстой целиком включил в заключительную главу статьи «Одумайтесь!».

395

Вильям Бригс привез письмо с вопросами о том, кому будут предоставлены права на издание сочинений Толстого после его смерти.

396

К статье «О революции» (ПСС, т. 36).

397

А. Л. Толстая вместе с детьми М. С. Сухотина шла пешком из Кочетов в Ясную Поляну (140 верст).

398

Толстой читал в рукописи первый том своей биографии, составленной П. И. Бирюковым.

399

15 июня 1904 года Толстой написал обширное письмо Е. В. Молоствовой на тему, как поступать богатым людям, желающим жить по совести (ПСС, т. 75, № 169).

400

В «Русских ведомостях» от 20 июня 1904 года было опубликовано сообщение о напечатании в Англии статьи Толстого «Одумайтесь!», вызвавшей множество восторженных откликов.

401

Запись к повести «Хаджи-Мурат».

402

А. Е. Розен. «В ссылку. (Записки декабриста) 1825–1900». М., 1900.

403

В связи со статьей «Одумайтесь!» С. Д. Толь упрекала Толстого в «измене родине». Толстой ответил ей, что написал свою статью потому, что живет «среди того несчастного народа, который, живя в крайней нужде, отсылает своих кормильцев на непонятное, ненужное ему побоище» (ПСС, т. 75, с. 136–137).

404

Слепой крестьянин Я. И. Розов. Он переписывался с Толстым.

405

Замысел не был осуществлен.

406

Вероятно, статья «Новая жизнь». Написанный отрывок позднее вошел в статью «Единое на потребу». Последующие записи относятся к этому замыслу.

407

Т. Л. Толстая привезла известие о безнадежном состоянии С. Н. Толстого.

408

Толстой переводил из разных источников изречения мыслителей для своего нового «Круга чтения».

409

Ипполит Тэн. «Происхождение общественного строя современной Франции». СПб., 1880.

410

Американская писательница Люси А. Мэллори писала Толстому о его статье «Одумайтесь!»: «Ваше столь смелое слово и дело в пользу мира послужит к освобождению России…» (ГМТ).

411

С. Н. Толстой умер 23 августа.

412

«Из дневника Амиеля». М., 1894.

413

Т. Карлейль. «Загадка сфинкса». М., 1900.

414

Д. Мадзини. «Об обязанностях человека». М., 1902.

415

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Пятеро из одного стручка».

416

«Свет во тьме» — новое название ранее задуманной статьи, носившей в Дневнике заглавия: «Камень главы угла», «Новая жизнь».

417

Толстой первоначально намеревался поместить в «Круг чтения» жития святых мучеников, но вскоре отказался от этой мысли.

418

Рукопись, подготовленная для издания в «Посреднике», — «Избранные мысли Канта» (вышла в 1906 г.).

419

Замысел не был осуществлен.

420

Притча о талантах изложена в Евангелии от Матфея.

421

Первая и вторая темы нашли свое воплощение в начатой вскоре статье «Единое на потребу», третья — в статье «Кто я?», позднее озаглавленной «Зеленая палочка».

422

Толстой переводил для «Круга чтения» изречения Паскаля из его книги «Pens?es» («Мысли»). Париж, 1850.

423

Толстой выбрал из сочинений Баруха Спинозы девять выдержек для «Круга чтения».

424

См. примеч. 19.

425

Толстой имеет в виду свое обличительное письмо к Николаю II от 16 января 1902 года (см. примеч. 2 к Дн. 1902 г.). Оно было опубликовано в журнале «Свободное слово» (1904, декабрь, № 14). Свою «неделикатность» Толстой видел в том, что письмо было в свое время передано царю, как частное послание, а не предназначалось для печати.

426

Крепость Порт-Артур была 20 декабря сдана японцам.

427

В Ясной Поляне встречали Новый год дети Толстого с семьями.

428

То есть письма к Николаю II (см. примеч. 45 к Дн. 1904 г.).

429

См. примеч. 13 к Дн. 1897 года.

430

На запрос американской газеты «Thе North-American» (Филадельфия) о «значении, цели и вероятных последствиях земской агитации» Толстой ответил, что «истинное социальное улучшение» достигается не политической агитацией, а «только религиозным, нравственным совершенствованием всех отдельных личностей» (ПСС, т. 75, с. 182). Этот ответ вызвал в передовых кругах России решительный протест.

- 104 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться