Толстой Л. Н. -- Избранные дневники 1895-1910 годы

- 103 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

280

Остро обличительная статья «Не убий» была опубликована во многих странах. В связи с этим Толстой ожидал «посетителей» — жандармов.

281

Евангелики — приверженцы секты евангельских христиан в Европе и США.

282

Армия спасения — религиозно-филантропическая организация, созданная в Англии в 1878 году.

283

В связи с интервенцией восьми держав в Китае Толстой задумал написать воззвание к китайскому народу. Работа не была завершена. Черновые варианты воззвания см. в ПСС, т. 34.

284

Эта мысль легла позднее в основу статьи «Что такое религия и в чем сущность ее?» (ПСС, т. 35).

285

Составные части учения Конфуция.

286

Гостившая в Пирогове М. Л. Оболенская сообщила о новых неприятностях в семье С. Н. Толстого — неудачном браке его старшей дочери Веры Сергеевны.

287

См. примеч. 30.

288

Старинная песня «Зачем умчался на гибельный Капказ», возникшая в начале XIX века, во время войны с горцами.

289

Брошюра крестьянского писателя М. П. Новикова, позднее опубликованная под заглавием «Голос крестьянина». Лондон, «Свободное слово», 1904.

290

То есть драму «И свет во тьме светит».

291

Одиннадцать женщин — жены духоборов, уехавшие в Канаду, — решили вернуться в Россию и поселиться в Якутской области, где отбывали наказание их мужья. После обращения Толстого к Николаю II царское правительство удовлетворило их просьбу.

292

Председатель Московского окружного суда Н. В. Давыдов содействовал в передаче письма Толстого царю.

293

Полемическая книга Шопенгауэра, направленная против «послекантовских» философов — Фихте, Шеллинга, Гегеля и их последователей.

294

Толстой читал книгу Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», 11-е изд., 1899, и статью Е. Ферстер-Ницше «Как возник Заратустра».

295

Макс Мюллер. «Шесть систем индийской философии». М., 1901.

296

«Самодержавие и земство». Штутгарт, 1901. Записка министра финансов С. Ю. Витте (на имя Николая II), в которой он ратует за единение самодержавия с земством для спасения России от революционных потрясении.

297

В. Г. Чертков укорял Толстого за намерение сотрудничать в подцензурном журнале «Утро». В ответном письме от 18 января 1901 года Толстой писал: «Очень меня подкупало то, что это побуждало бы меня писать художественные вещи, которые я без этого не буду писать» (ПСС, т. 88, с. 219).

298

Письмо от 14–18 января крестьянину В. К. Заволокину (послано через М. Д. Серебрянникова), посвященное разъяснению этических принципов учения Толстого (см. ПСС, т. 73, № 5).

299

М. Л. Толстой женился на А. В. Глебовой.

300

Б. Н. Чичерин. «Наука и религия», 1901, 2-е изд. Книга была прислана Толстому автором.

301

Толстой прочитал изложение доклада С. Н. Булгакова на заседания комитета земледелия Московского общества сельского хозяйства (PB, 1901, № 37 от 6 февраля), в котором развивается мысль о необходимости приспособить русское земледелие к западноевропейскому рынку.

302

Воззвание «Царю и его помощникам» было написано в течение нескольких дней в середине марта (см. т. 17 наст. изд.).

303

25 февраля в газетах было опубликовано «Определение святейшего синода» об отлучении Толстого от церкви. Составленное К. П. Победоносцевым, оно имело целью дискредитировать Толстого в среде простого народа. Однако случилось обратное: в Москву и в Ясную Поляну устремился поток писем с выражением сочувствия писателю.

304

Новые студенческие волнения были вызваны тем, что около 200 студентов Киевского и Петербургского университетов были отданы в солдаты за участие в манифестациях.

305

«Программа» — статья «Чего желает прежде всего большинство людей русского народа». Позднее озаглавлена «Единственное средство». Она не была завершена.

306

«Ответ на определение синода от 20–22 февраля и на полученные мною по этому поводу письма» (т. 17 наст. изд.). «Ответ» многократно перерабатывался и был закончен лишь 4 апреля.

307

Группа литераторов (в их числе и М. Горький) выразила резкий протест против избиения демонстрантов на Казанской площади 4 марта 1901 года. На это последовало распоряжение о закрытии петербургского союза писателей. Толстой поправил и подписал составленный группой лиц адрес писателям в знак солидарности с ними (см. т. 20 наст. изд., № 26).

308

Толстой задумал написать «Солдатскую памятку» в противовес казенно-монархической памятке для солдат, изданной генералом М. И. Драгомировым в 1899 году (см. ПСС, т. 34).

309

Дюбуа-Десоль. Штрафные части французской армии. Париж, 1901.

310

Сотский в рассказе Чехова «По делам службы» («Книжки Недели», 1899, № 1).

311

Письмо от 15 мая с рекомендацией дополнить «программу» Толстого пунктом о свободе печати. Ответ Толстого см. ПСС, т. 88, № 626.

312

Ответ на письмо П. И. Бирюкова разросся в статью «О воспитании», которая не была закончена (ПСС, т. 38).

313

В начатом предисловии к роману В. Поленца «B?ttnerbauer» («Крестьянин») Толстой намеревался упомянуть о творчестве художника Н. В. Орлова, автора картин «Переселенцы», «Недоимка» и др. В окончательный текст предисловия эти рассуждения не вошли.

314

Статья позднее озаглавлена «Единственное средство» (см. ПСС, т. 34).

315

«Солдатская памятка» и «Офицерская памятка» (см. ПСС, т. 34).

316

Письмо Николаю II о бедственном положении народа было написано в январе 1902 года.

317

Из книги «Избранные мысли Джона Рёскина». М., 1899, с. 7.

318

А. В. Олсуфьев.

319

Статья «Что такое религия и в чем сущность ее». Закончена в феврале 1902 года.

320

Присланные И. М. Трегубовым «Народные листки», изданные Д. А. Хилковым в Женеве.

321

Речь М. А. Стаховича на миссионерском съезде в Орле в защиту «свободы совести». Толстой откликнулся на эту речь статьей «О веротерпимости» (см. ПСС, т. 34).

322

А. М. Горький, находившийся на лечении в Крыму, и А. П. Чехов, живший в Ялте, часто бывали у Толстого.

323

Роман В. Поленца «Der Grabenh?ger» («Землевладелец»). Берлин, 1899.

324

С декабря 1901 по май 1902 года болезнь Толстого протекала чрезвычайно тяжело. Несколько раз он находился при смерти.

325

Резко обличительное письмо Николаю II (см. т. 20 наст. изд., № 46). Письмо взялся передать царю великий князь Николай Михайлович, с которым Толстой познакомился в Крыму.

326

Джузеппе Мадзини. «Об обязанностях человека». М., 1902.

327

Избранные мысли Джона Рёскина, вып. 2. М., 1902.

328

Слова из народной песни.

329

Во время болезни Толстого близкие записывали под его диктовку отдельные мысли, которые он потом ввел в Дневник. Поэтому, вслед за записью от 5 мая, идут более ранние записи (до 6 октября).

330

К письму великому князю Николаю Михайловичу в ответ на его возражения против проекта «единого налога» Генри Джорджа (см. ПСС, т. 73, № 254).

331

Запись связана с широко отмечавшимся в стране 50-летием со дня смерти Гоголя и упоминаниями в связи с этой датой о знаменитом письме Белинского к Гоголю. Толстой имеет в виду религиозность Гоголя и атеизм Белинского. См. дневниковую запись 7 марта 1909 года и статью Толстого «О Гоголе» (т. 15 наст. изд.).

332

Имеется в виду повесть В. В. Вересаева «На повороте» («Мир божий», 1902, № 1–3).

333

Статью под таким заглавием Толстой задумал в связи с усилением революционного движения в стране (см. ПСС, т. 35).

334

27 апреля Толстой заболел брюшным тифом.

335

Л. А. Сулержицкий был арестован за участие в нелегальной перевозке газеты «Искра».

336

Бабиды (бабисты) — члены распространенной на Ближнем Востоке секты ислама.

337

Толстой послал статью В. Г. Черткову в Англию. Напечатана в издании «Свободного слова».

338

Возможно, оттиск статьи священника Иоанна И. Соловьева «Послание святейшего синода о графе Льве Толстом» (журнал «Вера и разум», 1901, № 4).

339

Обращение Толстого «К духовенству» было закончено в ноябре и напечатано в изд-ве «Свободное слово» (1903).

340

Статья не была написана.

341

Крестьянин А. Н. Агеев был осужден к бессрочной ссылке за непочтительные слова об иконах.

342

M. П. Новиков был арестован за подачу «Записки» о нуждах крестьянства.

343

В. Гюго. «Постскриптум моей жизни». Париж, 1901.

344

Драмы «И свет во тьме светит».

345

Толстой прочитал речь Д. С. Мережковского «О новом значения древней трагедии» («Новое время», 1902, № 9560 от 15 октября).

346

Легенда «Разрушение ада и восстановление его» (см. т. 12 наст. изд.).

347

Толстой имеет в виду книгу П. Н. Милюкова «Из истории русской интеллигенции». СПб., 1902.

348

По просьбе П. И. Бирюкова, составлявшего биографию Толстого, Толстой собирался писать автобиографические воспоминания.

349

В. А. Поссе в брошюре «Граф Л. Н. Толстой и рабочий народ» (Женева, 1903) подверг критике взгляды Толстого на рабочий вопрос, выраженные в статье «К рабочему народу».

350

Толстой читал главы из книги польского философа-идеалиста Генриха Нусбаума «Что я такое?», вышедшей в Варшаве в 1902 году (PB, 1903, 6 и 11 марта).

351

Сборник статей и речей Анатоля Франса «Социалистические воззрения» в 2-х томах. Париж, 1902.

- 103 -

← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑

Вернуться