Толстой Л. Н. -- Избранные дневники 1847-1894 годы
- 106 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Возможно, стихотворение «Я в жизни обмирал — и чувство это знаю…», написанное Фетом в 1884 г.
620
В. С. Соловьев. «О народности и народных делах в России» («Известия славянского общества», 1884, № 2).
621
Перевод книги «В чем моя вера?» на французский язык.
622
З. Г. Ге была арестована за участие в революционном кружке.
623
Н. Ф. Федоров.
624
С. Н. Кривенко. «Физический труд как необходимый элемент образования» (СПб., 1879).
625
Сапоги, сшитые Толстым «по заказу» А. А. Фета, с собственноручным «свидетельством» Фета хранятся в доме-усадьбе Л. Н. Толстого в Москве.
626
«Лубочная» книжка, выпущенная издательством Пресновых.
627
«Записки сумасшедшего». Замысел остался незавершенным (см. т. 12 наст. изд.).
628
Перевод трактата «В чем моя вера?» на немецкий язык, сделанный Софией Бер (Лейпциг, 1885).
629
Толстой читал «Пошехонские рассказы» M. E. Салтыкова-Щедрина (ОЗ, 1884, № 3).
630
Е. П. Леткова. «Психиатро-зоологическая теория массовых движений» (ОЗ, 1884, № 3).
631
Толстой читал журнал «Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии», т. III, № 1.
632
То есть за сапожной работой.
633
Картина Репина «Не ждали», которую Толстой хотел увидеть на выставке передвижников.
634
Сослуживец Толстого по Крымской войне Д. И. Святополк-Мирский прислал ему свои стихи.
635
M. Северная. «Бабья доля» (ОЗ, 1880, № 7).
636
XII выставка передвижников.
637
Картина «Безутешное горе».
638
Картина «Не ждали».
639
Возможно, рукопись антидарвиновской статьи по вопросу о теории происхождения видов (опубл. в «Русском вестнике», 1901, № 3).
640
Толстой читал книгу Дж. Легга «Жизнь и труды Мен-цзы» (Лондон, 1875).
641
А. В. Олсуфьев.
642
В письме от 6 апреля 1884 г. Чертков делился с Толстым впечатлениями от петербургского аристократического общества, пышно праздновавшего пасху за счет «нищих семейств» (см. ПСС, т. 85, с. 47).
643
Здесь и ниже речь идет о А. В. Армфельдт, матери революционерки Н. А. Армфельдт, осужденной в 1879 г. на 14 лет каторжных работ. Толстой принимал участие в хлопотах о разрешении А. В. Армфельдт поселиться вблизи места ссылки ее дочери.
644
Письма Н. А. Армфельдт о судебном процессе над ней и о тяжкой жизни на каторге.
645
А. А. и П. А. Берсы.
646
Толстой беседовал с X. Д. Алчевской об издании книг для народного чтения.
647
То есть к своей сестре M. H. Толстой, которую лечил врач-гомеопат Д. С. Трифоновский.
648
«Что читать народу?». М., 1884.
649
А. М. Олсуфьева.
650
Письмо к А. А. Толстой с просьбой помочь в деле А. В. Армфельдт. См. т. 19 наст. изд., № 26.
651
Материалы о жизни политических заключенных на Каре.
652
Стихотворения революционерки С. И. Бардиной, приговоренной в 1877 г. к многолетней ссылке.
653
То есть трактат «Так что же нам делать?».
654
Цитата из Евангелия.
655
См. ПСС, т. 85, с. 50. В письме к Толстому Чертков писал о себе в крайне «покаянных» выражениях.
656
Начало трактата «Так что же нам делать?».
657
В беседе с революционеркой А. И. Успенской Толстой положительно отозвался о только что запрещенном журнале «Отечественные записки».
658
Выписки и их источник неизвестны.
659
Толстой набросал два варианта введения к Нагорной проповеди, но вскоре оставил этот замысел.
660
Повесть «Смерть Ивана Ильича».
661
А. П. Иванов страдал запоями.
662
H. H. Ге, сын художника, писал, что он решил «опроститься» и жить физическим трудом.
663
Народоволец П. С. Поливанов в Шлиссельбургской крепости был посажен в каменный колодец, куда ему спускали пищу на веревке.
664
Очерк Д. Л. Мордовцева «Социалист прошлого века» («Исторический вестник», 1884, № 1, 2) — о Е. М. Кравкове, заточенном по распоряжению Екатерины II в Ревельскую крепость.
665
Н. К. Михайловский. «Записки профана» (ОЗ, 1875, № 1–8).
666
Сборник статей Р. Эмерсона «Опыты».
667
Роман Ч. Кингсли (Лондон, 1853).
668
Мысль Н. В. Бугаева о том, что «нравственный закон есть такой же, как физический, только он «im Werden» <в становлении> (см. ПСС, т. 49, с. 94).
669
Т. А. Кузминской.
670
«Исповедь» Августина Аврелия Блаженного (397–400).
671
Трактат «Так что же нам делать?».
672
В село Тросну — по делу крестьян, невинно посаженных в острог.
673
К П. П. Арбузову, учившему Толстого сапожному ремеслу.
674
Толстой прочитал статью «Парламентская комиссия по исследованию рабочего кризиса» (ОЗ, 1884, № 4).
675
Толстой предложил раздать доходы с самарского имения нуждающимся крестьянам. Это встретило возражение С. А. Толстой.
676
Речь идет о задуманном в 1877 г., но неосуществленном романе о крестьянах-переселенцах.
677
М. И. Абрамович, акушерка.
678
Альсид Сейрон, сын гувернантки Анны Сейрон.
679
Купец M. H. Михайлов арендовал яблоневый сад Толстого.
680
У Толстых родилась дочь Александра.
681
Крестьянин Т. В. Минкин, прозванный так за свои прибаутки.
682
В письме от 18 июня 1884 г. В. Г. Чертков утверждал, что неразумно отказаться от 20 тысяч рублей, получаемых им ежегодно от матери, так как ими можно помогать нуждающимся (см. ПСС, т. 85, с. 74).
683
Маша — дочь А. М. и Т. А. Кузминских.
684
Р. Эмерсон. «Этюды о выдающихся людях» (Лейпциг, 1856).
685
Томас-Тэйлор Мидоус. «Записки о правительстве и народе Китая» (Лондон, 1847) и «Китайцы и их восстания» (Лондон, 1856).
686
В 1882 г. Толстой, с помощью московского раввина Минора, изучал древнееврейский язык.
687
Это намерение не было осуществлено.
688
Перевод статьи «В чем моя вера?», сделанный С. Бер.
689
То есть в форме «Исповеди». Замысел не был осуществлен.
690
Л. А. и В. А. Берсы.
691
«Почтовый ящик» — шуточные заметки, которые сочиняли обитатели яснополянского дома для совместного — по воскресеньям — чтения вслух.
692
Стихотворение С. А. Толстой «Ангел» (см.: Толстой С. Л. Очерки былого. Тула, 1975, с. 398).
693
А. А. Армфельдт приезжал по делу своей сестры Н. А. Армфельдт. См. примеч. 42.
694
Для «почтового ящика» Толстой написал «Скорбный лист душевнобольных яснополянского госпиталя» (см. ПСС, т. 25).
695
«Яков Пасынков» и «Поездка в Полесье» — рассказы И. С. Тургенева.
696
Единственная дневниковая запись за 1885 год.
697
Готовя к изданию собрание сочинений Толстого, С. А. Толстая намеревалась поместить в нем его портрет. Против своей воли Толстой согласился на это.
698
Эти мысли Толстого легли в основу его трактата «О жизни», который был начат в 1886 г.
699
Единственная дневниковая запись за 1887 год.
700
Майа — в древнеиндийской философии дух, призрак, символ обманчивости жизни. Брама — высшее божество древнеиндийской религии.
701
Замысел был осуществлен в 1909 г. (см. ПСС, т. 38).
702
Статья о католическом монашеском ордене — траппистах; члены ордена давали обет молчания.
703
Статья Дж. Кеннана «Политические ссыльные и обычные заключенные в Томске» — о жестоком обращении с заключенными в тюрьмах Сибири.
704
Врач Е. А. Покровский. Толстой редактировал его рукопись «Об уходе за малыми детьми».
705
Брошюра: «Н. Я. Грот. По поводу вопроса «О задачах искусства» (М., 1888).
706
Толстой посетил Петровско-Хамовническое мужское городское училище.
707
Вероятно, статья «О 1000 верах» (не была написана).
708
Толстой составил перечень незавершенных им произведений с указанием очередности работы над ними.
709
Г. П. Броневский раскаивался в «диких» взглядах, высказанных им во время пребывания в Ясной Поляне.
710
Купец А. Г. Кольчугин, попечитель Петровско-Хамовнического училища. Толстой подал ему заявление о допущении его к преподаванию в этом училище.
711
H. H. Романов, двоюродный дядя Николая II.
712
Речь идет об отношениях Т. Л. Толстой с Е. И. Поповым.
713
Толстой не принял предложения Сытина.
714
Толстой задумал статью «О вреде соски». Написанное он вставил в брошюру Е. А. Покровского.
715
В. О. Португалов. «Детская смертность» («Неделя», 1888, № 50).
716
Статья Н. Г. Чернышевского «Происхождение теории «благотворности» борьбы за жизнь». Напечатана в «Русской мысли», 1888, IX за подписью «Старый трансформист». Толстой сочувствовал критике Чернышевским мальтузианской «теории» борьбы за существование.
- 106 -
← Предыдущая страница | Следующая страница → | К оглавлению ⇑
Вернуться